Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентационная работа реализуется через образовательную и внеурочную деятельность.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
-
Профессиональной просвещение;
-
Профессиональная диагностика;
-
Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
-
Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-
Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
-
Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы
-
Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-
Представления о собственных интересах и возможностях;
-
Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
-
повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
-
Реализация курса «Твоя проффесиональная карьера»
формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
-
знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров– Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
Направления и формы профориентационной работы в школе:
-
Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
-
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
-
Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.
-
Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
-
Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
-
Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
-
Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
-
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
-
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
-
Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
-
Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
-
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
-
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
-
выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
-
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
-
выработка гибкой системы сотрудничества обучающихся среднего общего образования с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Информация об учреждениях:
-
Информация об учреждениях среднего профессионального образования ХМАО-Югры, Свердловской области, Пермского края (открыть в PDF)
-
Перечень военных образовательных организаций для обучения курсантов по программам высшего образования (ВО) (открыть в PDF)
Информация:
Консультирование по вопросам профессиональной ориентации, осуществляет Дидич Т.В. (заместитель директора по УВР), тел: 3-70-67
Ссылки на ресурсы: